Согласно исторической справке, в 19 веке двое предприимчивых купцов Василий Грязнов и Яков Лабзин переоборудовали шелковую фабрику (основана иваном Дмитриевичем Лабзиным в 1795 году) под производство шерстяных шалей и платков в подмосковном городке Павловский Посад. известно, что посредством нехитрой, по сегодняшним меркам, технологии рисунок переносился на каждый экземпляр шерстяной материи.Именно эту мануфактуру и принято официально считать родоначальником павловопосадского набивного платка. Качественные ткани, искусное исполнение и выразительные художественные композиции относительно быстро, для тех времен, прославили павлопосадские платки на всю Россию…
…Символично и то, что ни войны, ни революции кардинально не помешали развитию и расширению этого производства. Со временем технологию набивания рисунка на деревянный шаблон сменил куда более совершенный метод трафаретной печати. Шаблоны стали делать из полимеров (капрон, нейлон) Это позволило несколько преобразить восприятие рисунка. Удалось добиться большей четкости контуров «манер», а орнамент сделать менее детализированным.
Требуется ли объяснить, что производственные процессы такое фундаментальное решение ускорило в разы. Теперь необходимость наносить рисунок вручную на каждый павловопосадский платок отпала. Однако, есть мнение, что именно тогда платки, как некое символично-сокральное и сугубо национальное изделие, существенно потеряли свой смысл. Трудно рассудить об этом, т.к. те, кто говорят об «энергетике» ручной работы, тем не менее, забывают о том, что первоначальный шаблон, сделанный с душой, также вправе называться произведением искусства.
Одна из характерных особенностей павловопосадского набивного платка состоит в обшитом бахромой контуре. Такая изящная дизайнерская деталь делает эти русские платки по-настоящему женственными. Это что-то вроде визитной карточки этих изделий – не обязательный, но сразу идентифицируемый признак!
Сегодня не будет преувеличением сказать, что используются все расцветки, которые только есть в палитре. Но в прошлые века преобладающими колерами были: молочные, алые, бордовые, насыщенные синие тона и их оттенки.
Декоративные приемы и стилистические изменения подвергались и изменяющимся веяниям моды в целом. Сегодня можно встретить шерстяные шарфы, палантины, платки и скатерти – выполненные в легкоузнаваемом павлопосадском стиле.
Все эти особенности ассортимента официального производителя ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» позволяют дизайнерам и просто людям, интересующимся модой и старающимся следовать ей или экспериментировать самостоятельно, применять фантазию и проверять собственное чувство вкуса в самых неожиданных вариациях.
Видео «Плат Узорный»
…Спокон веку, широкая Русская Земля богата талантами: мастерами знатными, да мастерицами искустными. Так и в Московии, недалече семидесяти верст от града стольного стоит на тихой Вохне, Посад под названьем Павловский. Где от деда к отцу, от отца к сыну передается искусство драгоценное да долголетное: искуство это одевает всех баб русейных и в праздный день и трудный, в платок теплый и расписной до нельзя…
Уникальный видеофильм от создателей трилогии «Народные промыслы» познакомит вас с двухвековым традиционным промыслом российским.
COPYRIGHT ©2025 Павлопосадские платки